Гипотония языка

Предлагаем самое важное по теме: "гипотония языка" с комментариями профессиональных докторов. Мы постарались описать всю проблематику доступными словами. Если что-то не понятно или есть вопросы, то вы можете их оставить в специальном поле после статьи.

Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

[2]

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии .

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О’. Dwer, 1984.
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. – 527с.
3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I . Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.: Владос, 2003. – 303с.
5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Дорогие дамы!
Поздравляем Вас с праздником 8 марта!

Внимание! Наш речевой центр и магазин 8 марта не работают.

С 8 по 10 марта доставка интернет-магазина осуществляться не будет.

Сегодня Томилина Светлана Михайловна получила Патент №2652951 на изобретение
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления.
Поздравляем автора изобретения!

Предлагаем в почасовую аренду аудитории для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, презентаций, тренингов.
Большой зал (65 м2) вместимостью до 60 человек.
Малый зал (32 м2) вместимостью до 20 человек.
В каждом из залов возможна расстановка столов со стульями (тип посадки «класс») или стульев с планшетами (тип посадки «театр») в любой необходимой планировке.
Все залы оборудованы экраном, ноутбуком, звуковым оборудованием, доской. Есть возможность он-лайн трансляции Вашего мероприятия в любую точку мира. Поможем с организацией кофе-брейка и видеосъемки.
Также предлагаем в почасовую аренду кабинеты для проведения индивидуальных занятий и консультаций логопедов, психологов, нейропсихологов.
Помещения расположены в новом бизнес-центре рядом с метро Свиблово.
Стоимость аренды зала: 1000 руб./час
Стоимость аренды кабинета: 300 руб./час
Звоните: +7 (495) 276-16-74

Методическая разработка по логопедии на тему:
Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Изображение - Гипотония языка proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2015%2F02%2F06%2Fpicture-245649-1423238322

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно.

Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

При повышенном тонусе (спастические состояния) – язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом. Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

При пониженном тонусе (паретические состояния) – язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо – попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса нет.

Часто встречается дистония – меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Читайте так же:  Кровь из носа повышенное или пониженное давление

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При недостаточной смычке круговой мышцы рта дети часто оглушают звуки («папушки» вместо «бабушки»).

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка – язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

Если кончик языка в гипотонусе, а спинка и корень в норме – будет наблюдаться шипящий сигматизм (вместо «санки» будут «шанки»).

Если язык в гипотонусе, возможно межзубное произнесение свистящих (широкий язык вылезает), а может быть ребёнок просто не умеет удерживать позу «горка».

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях – продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

Этот приём проводится в области отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус , а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка.

Читайте так же:  Лечение высокого давления у женщин

Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» – «Иголочка».

Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация) . Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.

Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной) , т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх) .

Этот форум был создан для общения родителей, родственников, друзей и самих детей с диагнозом “незаращение верхней губы и/или неба”. Здесь вы найдете информацию о лечении, кормлении, воспитании детишек с таким диагнозом.

Доводим до вашего сведения, что форум частично закрыт и читать его полностью могут только зарегистрировавшиеся пользователи, полностью заполнившие весь свой Профиль. Гостям доступны несколько разделов форума, прочитав которые, они смогут решить для себя – нужен им этот форум или нет. Поэтому просим всех зарегистрированных пользователей пройти в свой Профиль, в раздел Дополнительно, где ответить на тамошние вопросы. А также обязательно заполнить поле “Местожительство”. Для примера можно посмотреть профиль модераторов и админа. Нас становится много и ориентироваться по памяти кто есть кто с каждым днём всё труднее и труднее. Заглядывая друг к другу в Профиль, мы будем лучше узнавать друг друга, а следовательно, давать быстрые и правильные ответы.

С уважением администратор и модераторы форума

Вы здесь » Улыбки наших детей » Здоровье и питание » гипотонус языка

  • Автор: nusha
  • Завсегдатай
  • Зарегистрирован: 2009-11-28
  • Сообщений: 187
  • Последний визит:
    2018-11-03 07:41:24

нам поставили гипотонус языка. Кто-нибудь сталкивался с этим, и как с ним бороться? Назначали электростимуляцию языка – какой-то электроприбор надо держать на языке 7мин, и под воздействием тока язык сжимается. Надо делать 3-4 курса. Типо все пройдет. Но сын не хочет держать язык в вытянутом состоянии, из первого курса нормально просидели только 3 раза в начале,когда до 3 мин только делали, потом все остальные тоже не больше 3 мин язык давал. Так вот и думаю,возить ли на второй курс? Врач говорит, что когда тонус будет нормальным и слюни течь перестанут, и речь лучше станет. Речь, на мой взгляд нормальная, типично детское произношение. Хотя и говорить-то мы начили после этого физлечения и занятий с логопедоми психологом.

  • Автор: Еленка
  • Завсегдатай
  • Изображение - Гипотония языка proxy?url=http%3A%2F%2Fforumavatars.ru%2Fimg%2Favatars%2F0000%2F09%2Fa0%2F3042-1323897519
  • Откуда: Североморск
  • Зарегистрирован: 2011-12-14
  • Сообщений: 200
  • Пол: Женский
  • Возраст: 41 [1977-04-29]
  • Последний визит:
    2019-03-18 22:08:12

nusha
Я не нашла сколько вам годиков. У моей сестры доченьке поставили гипотонус языка и дизартрию. Девочка языком трудно шевелила, не показать его не могла ни в трубочку вытянуть,из за этого слюни,не четкая речь и т д. Сначала врачи не обращали внимания,говорили перерастет,а в 4,5 мама уже пошла по всем врачам и невропотолог объявил диагноз. Девочка говорила очень плохо,как каша во рту.Ничего не выговаривала. Прошли несколько курсов электростимуляции,электорофореза,пили какие-то лекарства,витамины,занимались с логопедом,массаж лица, языка. Девочка заговорила лучше,но все равно плохо для её возраста. В итоге идти в школу сначала предложили в спец класс. Но пока решили обойтись, сейчас опять занятия с логопедом и массаж.Могут быть проблемы с письмом,т к речь очень хромает,плохое произношение слов,буквы не проговаривает. Так что еще заниматься и заниматься. Так что смотрите сами,но я думаю занятия периодические никогда не помешают,пока речь полностью не исправится,ведь если сейчас упустить,то потом трудно нагнать будет.

  • Автор: nusha
  • Завсегдатай
  • Зарегистрирован: 2009-11-28
  • Сообщений: 187
  • Последний визит:
    2018-11-03 07:41:24

нам 2.10. Языком-то он хорошо шевелит, правда в трубочку тоже не может скрутить. Массаж лица тоже делали. Каждый день делаем упражнения для языка. Блин, жалько что дома нет нужного физлечения. А ездить за 60 км каждый день зимой не хочу-страшно, а если муж возить будет, то не на что кушать будет. Буду ждать весны. Хорошо что про массаж лица напомнили, это мы поделаем сейчас

Сравнительная характеристика форм дизартрии

Тотально пониженныйво всех группах мышц

Повышенный (спастическая форма); пониженный (паретическая форма). При этом – всегда сочетание повышенного и пониженного тонуса

Читайте так же:  Пониженный пульс при нормальном давлении

Дистония (при волнении тонус резко повышается)

Гипотония языка и губ (язык тонкий, распластанный, подвижность ограничена, темп движений замедленный, слабость ощущений, нёбо провисает)

Гипо- или гипертонус мышц кончика языка

Избирательное нарушение тонуса кончика языка (поднимается вверх)

2. Парезы (параличи)

Вялые параличи мышц губ и одной щеки, язык паретичный. Параличи (парезы) периферического характера. Нарушение произвольных и непроизвольных движений

Парезы (параличи) центрального характера. Нарушение произвольных движений

Крайне редко – центральный парез (паралич) мышц кончика языка

3. Насильственные движения

Гиперкинезы, синкинезии, тремор, тики. В тяжёлых случаях – хореические движения

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тремор кончика языка

Не выявляются (но координация нарушена)

Гипометрия (незавершённость движений)

Гиперметрия (чрезмерные движения)

Трудности в сохранении и ощущении артикуляционной позы

Трудность создания и удержания артикуляционных укладов, движения языка неточные, с проявлением гипо- или гиперметрии

Нарушение координации при выполнении тонких дифференцированных движений.

Нарушаются [ш щ], [р р л]

5. Нарушение реципрокной координации

Нарушена (мышцы- антагонисты)

6. Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации

В структуру дефекта не входит, возможно сочетание

В структуру дефекта не входит, возможно сочетание

Нарушение восприятия схемы собственного артикуляционного аппарата

Вторая форма: затруднение в чёткой локализации точечного прикосновения к отдельным точкам лица)

Вторичное нарушение (как следствие нарушения тонуса)

Диспраксия кинетического характера

Кинестетическая оральная диспраксия; кинетически: трудности организации движения во времени

Вторая форма: нарушение кинестетического праксиса

Третья форма: нарушение кинетического праксиса

8. Безусловные рефлексы

Оральные автоматизмы, оживление глоточного и нёбного рефлексов

Сохранность врождённых автоматизмов

Сохранные позотонические рефлексы

Нарушение речевого дыхания

Нарушена координация между дыханием, артикуляцией и фонацией (следствие – замены звонких на глухие). Речевой выдох укорочен, слаб

Нарушено ( в связи с нарушением нёбно-глоточного смыкания и чрезмерного напряжения глоточной мускулатуры)

В структуру дефекта не входит, возможно сочетание

Выраженных дефектов нет

Синдром нарушения голоса

Тембр назальный, голос слабо модулирован по силе и высоте, темп – замедленный, речь интонационно невыразительна

Тембр назальный ( у гласных [о у], у согласных [р л з ш ж ц] – при паретической форме), ритм нарушен, произвольная регуляция силы и высоты голоса затруднена. Голос напряжённый, форсированный, темп медленный, ритм то ускоряется, то замедляется

[1]

Тембр назальный, речь смазанная, невнятная, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, темп. Речь монотонная, неэмоциональная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание

Тембр назальный, голос не модулируется. Немотивированное изменение громкости, скандированная (послоговая) речь(темп и ритм)

Речь замедленная. Напряжённая, нарушена плавность. Голос более или менее сохранен

Поперхивание, покашливание, расстройство жевания, нарушения глотания, амимия (гипомимия), обильная саливация

При паретической форме – саливация + гипомимия; при спастической форме – возможно (есть варианты)

Часто – сочетание с нейросенсорной тугоухостью

Версия: Справочник заболеваний MedElement

Изображение - Гипотония языка proxy?url=https%3A%2F%2Ffiles.medelement.com%2Fuploads%2Fadve%2Fimages%2F6575a122725048da6854031e06e37169

Изображение - Гипотония языка proxy?url=https%3A%2F%2Ffiles.medelement.com%2Fuploads%2Fadve%2Fimages%2F68106cfe222579fa75fbf5cd0aa065ef

Гипертрофия языка (глоссоцеле, широкий язык) – увеличение размеров языка.

Следует различать врожденное и приобретенное увеличение языка. Врожденное (макроглоссия) описывается в соответствующей подрубрике (“Врожденная макроглоссия” – Q38.2). Термин “макроглоссия” применяется также по отношению к приобретенному увеличению языка.

Примечания

В данную подрубрику включены следующие клинические состояния:
– увеличение языка;
– широкий язык;
– глоссоцеле.
Все эти клинические состояния, как правило, являются осложнениями какой-либо патологии. Таким образом, код данной подрубрики должен использоваться как осложнение какого-либо основного заболевания либо как код сопутствующей патологии. Код может быть использован как код основного заболевания только в случае предварительного диагноза.

Из данной подрубрики исключены:
– “Другие болезни губ и слизистой оболочки полости рта” – K13

Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм на выставке KITF-2019 “Туризм и путешествия”

Изображение - Гипотония языка proxy?url=https%3A%2F%2Ffiles.medelement.com%2Fuploads%2Fadve%2Fimages%2F0e612de707713a084494cbe759279ca2

Лечебно-оздоровительный и медицинский туризм на выставке KITF-2019 “Туризм и путешествия”

Увеличение тканей может захватывать равномерно весь язык (диффузное увеличение) или его часть – кончик, спинку, боковые поверхности.

Выделяют относительную макроглоссию (см. раздел “Дифференциальный диагноз”) и абсолютную макроглоссию (например, при кретинизме) c нарушением подвижности языка.

Врожденная, травматическая и некоторые другие виды макроглоссии при системных, эндокринных и иных заболеваниях кодируются и описаны в соответствующих рубриках. Ниже они перечисляются исключительно с целью полноты описания этиологии макроглосии (некоторые состояния могут частично перекрываться).

Поскольку патофизиология макроглоссии связана с конкретной этиологией, описание каждого конкретного этиологически значимого заболевания выходит за рамки данной подрубрики.
Некоторые, наиболее часто описываемые варианты увеличения языка приведены ниже.

Признак распространенности: Редко

Приобретенное увеличение языка является редким заболеванием. Точная распространенность неизвестна в связи с полиэтиологичностью заболевания.

Клинико-диагностические критерии гипертрофии языка (Ueyama и соавт., 1999):
1. Кончик языка постоянно расположен на границе зубного ряда или выступает за него при открытом рте. При закрытом рте кончик языка постоянно упирается в зубы.
2. Отпечатки одного или нескольких зубов на языке (в основном на кончике языка).
3. Рецидивы открытого прикуса, челюстных деформаций, диастаза Диастаз – в пер. с гр. – разъединение
зубов после их хирургической коррекции.

Дополнительные признаки могут включать в себя:
– нарушение речи:
– нарушение жевания, глотания;
– слюнотечение;
– нарушение (затруднение) дыхания во сне и во время бодрствования;
– фестончатый язык Фестончатый (зубчатый язык) – изменение формы языка, при котором его края приобретают округлозубчатые или фестончатые очертания
;

Изображение - Гипотония языка proxy?url=https%3A%2F%2Fdiseases.medelement.com%2Fupload%2F4a5c832b8beb1399161d3bd45347dfc3

При гипертрофии языка все методы визуализации применяются для выявления этиологически значимых заболеваний и дифференциальной диагностики. ри

При наличии показаний могут быть применены следующие методы:

1. Рентгенография.
1.1. Обзорная рентгенография лицевого и мозгового черепа, внеротовая рентгенография зубов и челюстей, внутриротовая рентгенография и другие виды рентгенологического обследования.
1.2. Исследование функции глотания (эзофагография с контрастированием).
1.3.Обзорная рентгенография органов грудной клетки (при нарушениях дыхания).

Читайте так же:  Артериальное давление у детей 13 лет

2. УЗИ щитовидной железы.

4. Биопсия. Тонкоигольная пункционная биопсия малоинформативна, а хирургическая биопсия связана с большим риском кровотечения из артерий языка. Следует взвешивать риски и проводить биопсию в основном при подозрении на объемные процессы.

5. ЭКГ и ЭхоКГ полезны при нарушениях дыхания для дифференциальной диагностики с заболеваниями сердца.

Могут применяться и любые другие методы для выявления этиологически значимых заболеваний, симптомом которых может быть увеличение языка (например, биопсия костного мозга для диагностики амилоидоза и прочее).

1. Врожденная макроглосиия (врожденная изолированная гипертрофия мышц языка).

2. Отек языка (например, при глоссите или других воспалительных заболеваниях языка).

3. Транзиторная макроглоссия – преходящий симптом, связанный с различными заболеваниями (в основном – инфекционными и травмами языка).

4. Неопластические процессы в языке.

5. Псевдомакроглоссия – язык нормальных размеров, выступающий за пределы полости рта. Например, в следующих случаях:
– орофациальные миофункциональные расстройства (аномальное расслабление орофациальной мускулатуры, атипичное жевание, глотание и сосание, слабые жевательные мышцы, слабые мышцы губ, чрезмерно развитые подбородочные мышцы, мышечной дисбаланс, выталкивание языка, дизартрия и другие нарушения артикуляции);

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

Спастичность артикуляционных мышц.При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотония артикуляционных мышц.Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

Меняющийся тонус артикуляционных мышцобычно имеет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Особенности мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными параличами определяет первый важный принцип речевой терапии этих детей.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах. Для этого перед тем, как приступить к логопедическим занятиям, каждого ребенка оценивают с точки зрения его уровня двигательного развития. Затем определяют характер его мышечного тонуса, как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре и, что особенно важно, устанавливают, как меняется состояние тонуса в зависимости от положения тела в пространстве и положения головы по отношению к туловищу. Затем определяют так называемую «рефлексзапрещающую позицию». Определение этой позиции основано на придании такого положения телу и голове ребенка, которое будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса. После того как определена «рефлексзапрещающая позиция», переходят к последовательному ее закреплению.

Ограничение подвижности артикуляционных мышцзависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз. Это обычно имеет место при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка (а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, н). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ. становится невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков (б, п, м, в, ф).

Читайте так же:  Гипертония ночью

Мускулатура губ иннервируется лицевым нервом, поэтому парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функций других мимических мышц нижней части лица (области, иннервируемой нижней ветвью лицевого нерва), что характерно для центрального пареза лицевого нерва.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимает также тройничный и лицевой нерв. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная спастичность нёбных мышц может способствовать появлению «закрытой гнусавости». При поражении блуждающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афонией вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

[3]

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрии — развитие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией, так же как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного).

Большое место в работе при дизартриях занимает артикуля­ционная гимнастика.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка проглатыванию слюны. Для этого производят массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка; путем легкого надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер дви­гательного поражения, эти движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой».

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает трубку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксировании верхней и Др.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокращения этих мышц; эти движения закрепляют на рефлекторах, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и дифференцированных движений языка, вначале пассивных, азатем активных.

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым артикуляционным укладам, у ребенка вызывают первые звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и т. д.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается- с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактильную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедические занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Источники


  1. Романова, Е. А. Гипертония / Е.А. Романова. – М.: АСТ, 2007. – 128 c.

  2. Наталья, Юрьевна Шимохина Ишемический инсульт и сердечно-сосудистые заболевания / Наталья Юрьевна Шимохина, Марина Михайловна Петрова und Андрей Анатольевич Савченко. – Москва: ИЛ, 2013. – 176 c.

  3. Глезер, Г. А. Артериальная гипертония / Г.А. Глезер, М.Г. Глезер. – М.: Медицина, 2013. – 80 c.
Изображение - Гипотония языка 34534645735234
Автор статьи: Иван Воронков

Позвольте представиться – Иван. Более 8 лет занимаюсь работаю семейным врачом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here