Артериальное давление 8 класс

Предлагаем самое важное по теме: "артериальное давление 8 класс" с комментариями профессиональных докторов. Мы постарались описать всю проблематику доступными словами. Если что-то не понятно или есть вопросы, то вы можете их оставить в специальном поле после статьи.

План – конспект урока “Кровяное давление. Пульс” 8 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Изображение - Артериальное давление 8 класс 026b-00087a62-0a0c7ec2

Тема урока: «Кровяное давление. Пульс»

а) формирование знаний:

формирования понятия о динамике движения крови; раскрыть причины ее движения;

анатомо-физиологическое понятие кровяного давления; выяснить причины изменения кровяного давления и движения крови в различных отделах кровеносной системы; выяснить особенности движения крови по венам;

выяснить, что такое пульс; как по числу ударов пульса можно судить о работе сердца;

выяснить, зачем необходимо тренировать сердце;

повторить, закрепить материал по теме предыдущего урока «Работа сердца»;

б) формирование знаний:

проводить наблюдения за собственным организмом: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;

характеризовать причины движение крови по организму;

Развивающие: развитие внимания, мыслительных способностей учащихся, логического мышления, памяти, подвижности нервной системы (реакция); умения делать выводы на основе сравнения.

Воспитательные: привитие навыка самоконтроля; воспитание собранности, сосредоточенности; самостоятельного мышления; санитарно-гигиенических навыков; привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию, к систематическому занятию физкультурой и спортом для нормальной работы собственного организма.

Таблицы с изображением сердца, кругов кровообращения, фаз сердечного цикла; прибор для измерения кровяного давления (тонометр), секундомер, тетради для ПР. Р., учебник.

Тип урока: комбинированный.

I. Повторение темы предыдущего урока «Работа сердца». Актуализация знаний учащихся.

Систола предсердий длится: А) 0,3с, Б) 0,4с, В) 0,1с, Г) 0,8с

Где находятся полулунные клапаны? А) между правым желудочком и правым предсердием Б) на границе левого желудочка и аорты В) между левым желудочком и левым предсердием Г) между правым и левым желудочком

Установить правильную последовательность движения крови по БКК.

Капилляры 2. Левый желудочек 3. Правое предсердие 4. Полая вена 5.Аорта

Установить правильную последовательность движения крови по МКК.

Легочная артерия 2.правый желудочек 3. Левое предсердие 4. Легочная вена 5. капилляры

II. Изучение новой темы.

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов. ».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня” тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.

Объяснение нового материала.

Формулирование проблем темы на уроке:

– Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспре­рывно и даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести?

[3]

Причины движения крови по сосудам:

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже не­сколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становит­ся давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях – до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может быть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).

За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.

Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина арте­риального давления может сильно измениться. Обычно артериаль­ное давление измеряют в плече­вой артерии с помощью специаль­ного прибора.

Демонстрация приборов и измерения артериального давления.

После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое дав­ление называют верхним, или сис­толическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление назы­вают нижним, или диастолическим.

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давле­ние равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.

Ученые опыт­ным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше это­го возраста приходится применять другую формулу.)

Читайте так же:  Диета при низком давлении у женщин

АД верхнее (сист) = 1,7 х возраст + 83.

АД нижнее (диаст) = 1,6 х возраст + 42.

(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель кото­рой указывает” верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном слу­чае АД = 110/65.

Колебания давления должны изме­няться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что неред­ко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, насту­пает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда чело­век выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соеди­нительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страда­ют головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давле­ние ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболева­ния достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.

самостоятельное чтение статьи о пульсе в учебнике.

вместе с учителем учащиеся выясняют, что такое пульс.

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название ар­териального пульса . Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец.

Закрепление изученного материала.

– Каковы причины движения крови по сосудам?

– Что такое пульс?

– Где и как его подсчитать?

– Чем опасно повышение давления?

Тема «Подсчет ударов пульса в покое или при физической нагрузке».

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.

2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и

подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 180 секунд.

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом происходит циркуляция крови в нашем организме. А также поговорим о таких важных показателях, как артериальное давление и пульс, и об их измерении.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Движение крови по сосудам

Сердце ритмически сокращается, выбрасывая кровь в сосуды, но кровь течет непрерывно и всегда в одном направлении. Таким образом, в нашем организме есть механизмы, позволяющие крови непрерывно течь по сосудам.

Изображение - Артериальное давление 8 класс a66df560_14a4_0131_d615_22000a1c9e18

Биофизика – наука, которая изучает физиологические процессы нашего организма (см. Рис. 1).

Гемодинамика – наука, которая изучает движение крови по сосудам, так как оно подчиняется законам гидродинамики.

Основные причины движения крови в организме:

– Особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий, клапаны вен)

– Разница давлений между артериями и венами

Максимальное давление в артериях достигает 120 – 130 мм. рт. ст. В капиллярах это значение снижается до 30 – 40. А в венах может достигать отрицательных величин (-5 мм. рт. ст.).

Таким образом, согласно законам гемодинамики, кровь движется из области с высоким давлением в область с низким давлением.

Впервые кровяное давление измерял в 1733 году Стефен Хейлс. Он измерял давление у лошади, вскрыв ее артерию и пустив кровь в латунную трубку (см. Рис. 2).

Изображение - Артериальное давление 8 класс a75af5c0_14a4_0131_d616_22000a1c9e18

Сейчас кровяное давление измеряют непрямым способом. Впервые это сделал итальянский врач Рива-Роччи (см. Рис. 3). Он изобрел прибор, который позволял измерять артериальное давление в момент сжатия желудочков. Метод был основан на получении значения давления, которое необходимо приложить к артерии для ее пережатия.

Изображение - Артериальное давление 8 класс a82b0900_14a4_0131_d617_22000a1c9e18

Рис. 3.

Максимальное артериальное давление – давление крови в момент сокращения желудочков. Еще его называют систолическим или верхним давлением.

Минимальное давление – давление крови в момент диастолы желудочков. Еще его называют диастолическим или нижним давлением.

В 1905 году русский медик Коротков усовершенствовал этот прибор (см. Рис. 4). И он стал позволять измерять не только систолическое, но и диастолическое давление.

Изображение - Артериальное давление 8 класс a9017400_14a4_0131_d618_22000a1c9e18

Рис. 4.

Измерение давление проводится с помощью тонометра (см. Рис. 5).

Изображение - Артериальное давление 8 класс a9de8020_14a4_0131_d619_22000a1c9e18

Накачав воздух в манжету, сдавливают артерии плеча. Затем постепенно выпускают воздух из манжеты, и появляется своеобразный звук, который совпадает с уровнем систолического давления. Исчезновение звука соответствует диастолическому давлению (см. Рис. 6).

Изображение - Артериальное давление 8 класс aa984100_14a4_0131_d61a_22000a1c9e18

Показатели давления человека практически не зависят от пола, но меняются с возрастом (см. Рис. 7).

Изображение - Артериальное давление 8 класс ab71c940_14a4_0131_d61b_22000a1c9e18

Гипертония – заболевание, при котором давление постоянно находится за верхней границей нормы.

Читайте так же:  Гипертония сколько давление

Гипотония – заболевание, при котором давление постоянно находится за нижней границей нормы.

Люди младше 20 лет могут самостоятельно рассчитать свое давление по следующей формуле (см. Рис. 8):

Изображение - Артериальное давление 8 класс ac34ce00_14a4_0131_d61c_22000a1c9e18

Но реальное давление человека не всегда совпадает с расчетами. Оно может меняться в течение дня, в зависимости от физического и эмоционального состояния. При интенсивной физической работе давление увеличивается.

Пульс – это ритмичное колебание стенок артерий.

Изображение - Артериальное давление 8 класс ad4d2490_14a4_0131_d61d_22000a1c9e18

Пульс измеряется в ударах в минуту (см. Рис. 9).

В организме взрослого человека около 5 литров крови, но по организму циркулирует около 55% всей крови. Остальная располагается в депо крови и распределена в коже, печени и селезенке.

Во время физической нагрузки кровь выходит из депо и пополняет количество циркулирующей крови.

Кровь по сосудам распределена неравномерно и направляется к тому органу, который в данный момент наиболее интенсивно работает. Это доказал физиолог Моссо (см. Рис. 10).

Изображение - Артериальное давление 8 класс ae201fc0_14a4_0131_d61e_22000a1c9e18

Он положил человека на точные весы. И в той области, которая работала и нуждалась в большем количестве крови, вес увеличивался.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 120, задания и вопрос 1, 2, 3, 4, 5.

2. От чего зависит изменение пульса и АД?

3. Кто первым измерял АД? Каким образом это было сделано?

4. Проведите небольшую лабораторную работу, в ходе которой измеряйте пульс и, по возможности, АД своих близких.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта. Изображение - Артериальное давление 8 класс undertext_ver1_1

Изображение - Артериальное давление 8 класс undertext_ver1_1_mobile

Изображение - Артериальное давление 8 класс mail-07d1b4af6a4e23dcc81b2a1585d874e4a0d88afc780ecfdd48ba06d16d6c4f32

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide1

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide2

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide3

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide4

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide5

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide6

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide7

Презентация для школьников на тему “Кровяное давление” по Биологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Изображение - Артериальное давление 8 класс Slide1

Презентация Шихаревой Полины 8Г

Кровяное давление — давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, или, по-другому говоря, превышение давления жидкости в кровеносной системе над атмосферным. Наиболее часто измеряют артериальное давление; кроме него, выделяют следующие виды кровяного давления: внутрисердечное, капиллярное, венозное.

Наиболее легко в измерении артериальное давление. Его можно измерить с помощью прибора сфигмоманометра (тонометра). Именно оно и подразумевается обычно под кровяным давлением. Современные цифровые полуавтоматические тонометры позволяют ограничиться только набором давления (до звукового сигнала), дальнейший сброс давления, регистрацию систолического и диастолического давления, иногда — пульса и аритмии, прибор проводит сам. Автоматические тонометры сами закачивают воздух в манжету, иногда они могут выдавать данные в цифровом виде, для передачи на компьютер или др. приборы. Влияние различных факторов на показатели артериального давления Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины) или медикаментов, которые повышают или понижают давление. Вариация величины артериального давления в норме и при патологии Стойкое повышение артериального давления выше 140/90 мм рт. ст. (артериальная гипертензия) или стойкое понижение артериального давления ниже 90/50 (артериальная гипотензия) могут быть симптомами различных заболеваний (в простейшем случае гипертонии и гипотонии соответственно).

Для подростков 14-16 лет с нормальным физическим развитием верхней границей нормы следует считать уровень систолического давления 129 мм рт.ст., диастолического – 69 мм рт.ст. У людей старше 50 лет систолическое артериальное давление, превышающее 140 мм рт ст, является гораздо более важным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, чем диастолическое давление. Люди с систолическим АД 120-139 мм рт.ст. или диастолическим АД 80-89 мм рт.ст. должны рассматриваться как люди с “прегипертонией”. Начиная с АД 115/75 мм рт.ст. с возрастанием АД на каждые 20/10 мм рт.ст. риск сердечно-сосудистых заболеваний удваивается. Риск развития гипертонии на протяжении оставшейся жизни у человека с нормальным АД в возрасте 55 лет составляет 90%. Для предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний у них необходимо изменение образа жизни, улучшающее состояние здоровья. Наиболее опасно в плане развития сердечно-сосудистых катастроф повышение диастолического давления, хотя изолированная систолическая гипертензия также небезопасна.

Школа: ГУ «Средняя школа № 1 города Рудного»

Учитель: Подольская Светлана Александровна

Тема урока: Артериальное давление крови. Движение крови по сосудам.

Образовательные: формирование новых анатомо-физиологических понятий связанных с движением крови по сосудам: «артериальное давление», «гипертония», «гипотония», «тонометр», «пульс», «аритмия»; с изменением скорости крови в сосудах; с распределением крови в организме, формирование умения замерять пульс и пользоваться тонометром.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и ИНТЕРНЕТ ресурсами; умений частично-познавательной поисковой деятельности, творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в группах и в должном темпе, публично выступать.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание потребности здорового образа жизни.

Оборудование: флипчарт «Движение крови по сосудам», секундомеры, тонометры. План урока. Кроссворды. Информационные листы. Задания группам.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

I. Введение (2 мин.): организация класса (класс разбивается на 6 групп).

II. Актуализация знаний (5 мин)

– Добрый день дорогие ребята! Мы продолжаем с вами изучать раздел: «Сердечно-сосудистая деятельность». Вы имеете достаточно знаний, чтобы, решив кроссворды, определить понятия новой темы. Учащиеся отвечают на вопросы кроссвордов (3 минуты).

Читайте так же:  Смарт часы с функцией измерения артериального давления

Кроссворд I -й группы

1. Вещество слюны пиявок, препятствующее свертыванию крови.

2. Створки между предсердиями и желудочками, препятствующие обратному току крови.

3. Плазма крови без фибриногена.

4. Болезнь несвертываемости крови.

5. Белки, нейтрализующие вредные вещества.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Нерастворимый белок.

7. Красные кровяные клетки.

8. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.

Кроссворд II -й группы

1. Мельчайшие кровеносные сосуды.

2. Защитная реакция организма.

3. Жидкая часть крови без форменных элементов.

4. Жидкая соединительная ткань.

5. Плазма крови, лишенная фибриногена.

Кроссворд III- й группы

1. Железосодержащий белок.

2. Нерастворимый белок.

3. Мельчайшие кровеносные сосуды.

4. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.

5. Красные клетки крови.

6. Чужеродные для организма тела и вещества.

7. Кровяные пластинки.

8. Защитная реакция организма.

9. Процесс пожирания чужеродных тел фагоцитами.

10. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови.

Кроссворд IV- й группы

1. Вещество, препятствующее свертыванию крови.

2. Растворимый белок плазмы крови.

3. Жидкая часть крови без форменных элементов.

4. Железосодержащий белок.

5. Самая крупная артерия.

7. Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.

8. Белки, нейтрализующие вредные вещества.

9. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови.

Кроссворд V- й группы

1. Чужеродные для организма вещества и тела.

2. Клетки – пожиратели.

3. Нерастворимый белок.

4. Плазма крови без фибриногена.

5. Жидкая часть крови без форменных элементов.

6. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови.

7. Самая крупная артерия.

8. Клетки, участвующие в свертывании крови.

Кроссворд VI- й группы

1. Клетки – пожиратели.

2. Гормон, увеличивающий сердцебиение.

3. Защитная реакция организма.

4. Белки, нейтрализующие вредные вещества.

5. Железосодержащий белок в эритроцитах.

6. Растворимый белок плазмы крови.

7. Болезнь, связанная с недостатком гемоглобина или эритроцитов в крови.

Каждая группа называет свои ключевые слова кроссвордов – новые понятия: «артериальное давление», «гипертония», «гипотония», «тонометр», «пульс», «аритмия» (все понятия открываются на флипчарте). Можете ли вы сформулировать новую тему урока? (выслушиваются предположения учащихся и тема урока открывается на флипчарте).

Тема урока и дата записываются учащимися в информационных листах.

III. Изучение нового материала:

Каждой группе дается задание (на выполнение которого регламент 3 минуты). Один из членов команды выступает перед классом, другие учащиеся слушают и заполняют информационные листы.

Задание 1-й группы. Причины движения крови по организму.

Перед учащимися ставится проблема:

1. Сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными порциями.

2. Кровь движется по сосудам беспрерывно и только в одном направлении.

Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками?

Прочтите текст § 39 “Артериальное давление крови”.

Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови.

Артериальное давление, мм рт.ст.

Сделайте вывод. Максимальное давление в…….. Минимальное давление в………Кровь течет из области……..в область……….Причиной движения крови по организму является …….в сосудах.

( верные ответы: в аорте, в венах, высокого давления, низкого давления, разное давление).

Выступающий заполняет таблицу и вставляет пропущенные слова на флипчарт ИД.

Задание 2-й группы. Артериальный пульс.

1. Прочтите текст § 39 “Пульс”.

2. Дополните предложения: Пульс – это…..По пульсу можно определить……Пульс легко прощупывается на……..Частота пульса у взрослого человека в покое составляет 70-75 ударов в минуту. Аритмия – это….

Один из учащихся заполняет флипчарт ИД.

Отвечаем на проблемный вопрос урока. Пульсируют стенки сосудов, а не кровь, она движется равномерно.

[2]

Лабораторная работа № 9.«Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки» проводится по группам (5 мин.) Инструктирует учащихся ученица 11-го класса – будущий врач:

а) ровно сядьте на стуле, двумя или тремя пальцами на запястье нащупайте пульс на лучевой артерии, либо на сонной артерии – на шее, либо на височной артерии. Период измерения десять секунд, полученный показатель пульса надо умножить на 6.

б) замерьте пульс в положении стоя за десять секунд, этот показатель надо умножить на 6.

в) сделайте 10 приседаний и снова замерьте пульс;

г) полученные данные занесите в таблицу:

Признаки для сравнения

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

д) исходя из полученных данных, сделайте вывод о влиянии физической нагрузки на показатели пульса.

Задание 3-й группы.

1. Прочтите текст § 39 “Артериальное давление”. Дополните предложения:

Прибор для измерения давления-…….

максимальное – верхнее – минимальное – нижнее –

110-115 мм рт.ст. 60-80 мм рт.ст.

Сообщения учащихся (опережающее задание): причины повышения или повышения давления, последствия гипертонии и гипотонии; рекомендации людям с повышенным или пониженным давлением.

Измерение АД. Приглашенный медработник показывает последовательность работы с тонометром, измеряет давление на одном из учащихся.

Задание 4-й группы. Скорость движения крови по сосудам.

1. Прочтите текст параграфа № 39 “Движение крови по сосудам”.

2. Подпишите величину скорости движения крови в кровеносных сосудах.

Скорость движения крови

Сделайте вывод. Вывод. Скорость движения крови в ……. минимальная, т.к. капилляры имеют ……..суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился …….. между капилляром и клеткой.

Читайте так же:  Давление 115 на 100 пульс 100

Задание 5 – й группы. Нейрогуморальные факторы движения крови по сосудам.

1. Прочтите текст § 39 “Нейрогуморальные факторы”.

2. Вспомните полученные знания § 18 «Строение и функции вегетативной нервной системы».

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_72ae8427

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_72ae8427

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_72ae8427

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_72ae8427

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_m611a573b

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_m611a573b

Какой отдел нервной системы расширяет сосуды или сужает сосуды, повышает давление или понижает давление?

Какой гормон расширяет сосуды или сужает сосуды?

Задание 6 – й группы. «Перераспределение крови в организме»

. Прочтите текст § 39 “Депонирующие органы”.

Заполните схему, указав процентное содержание крови

Кровь перераспределяется в организме благодаря….. (сужению и расширению сосудов в различных органа.)

1. Кровь составляет приблизительно 113 веса человека. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо».Такие «депо» крови – печень, селезенка, кожа. Печень содержит до 20%, селезенка – 16%, и подкожные сосуды -10% от общего количества крови. Таким образом, в «кровяных депо» находится около 46% крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда жетяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки,кожи.

Остальная половина крови, которая циркулирует в кровеносных сосудах, строго распределяется между различными органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получает работающий орган. Когда человек занимается умственной работой, кровь больше приливает к мозгу. А после приема пищи кровь перераспределяется по-новому: она приливает к желудку и кишечнику, т.е. к органам, которые начинают усиленно работать. Количество крови, протекающей по сосудам

органов пищеварения, увеличивается в это время на 30 – 50%.

Итальянский ученый Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их (рис. 57). Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Объясните этот опыт.

Изображение - Артериальное давление 8 класс hello_html_770ac71d

Почему во время приема пищи не рекомендуется смотреть телевизор, слушать магнитофон или читать газету?

Почему после приема пищи нельзя сразу садиться за выполнение домашнего задания или читать книги?

IV. Заключение (3 мин.):

Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении данной темы урока. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

[1]

– Достигли ли мы цели урока?

– Кем вы были на уроке? ( созерцателями, помощниками, исследователями ).

– Большое спасибо за урок!

Домашнее задание: § 39.

Подготовить доклады к семинару по теме: «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика» (при возможности в форме презентаций). Сообщения готовятся группами учащихся. Темы сообщений: “Факторы, отрицательно влияющие на деятельность сердечно-сосудистой системы: неправильное питание (группа 1), курение (группа 2), употребление алкоголя (группа 3), гиподинамия, стресс (группа 4). Виды кровотечений и меры первой помощи: артериальное кровотечение, венозное, капиллярное и внутреннее (группа 5).

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе кровеносных сосудов. Непрерывное движение крови происходит благодаря сокращениям сердца, которое работает как насос.

При каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и лёгочную артерию по 60 – 80 миллилитров крови.

Количество крови, которое выбрасывается желудочком за одно сокращение, называется ударным или систолическим объёмом.

Изображение - Артериальное давление 8 класс image001

Если умножить частоту сердечных сокращений на систолический объём, мы вычислим минутный объём крови.

В состоянии покоя он составляет около 5 литров.

Когда кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию, они растягиваются, и в сосудистой системе создаётся давление. Кровь, как и любая другая жидкость, течёт из области более высокого давления, в область, где оно ниже.

Изображение - Артериальное давление 8 класс image002

Чтобы лучше понять, как происходит движение крови, сравним кровеносный сосуд с рекой, русло которой то сужается, то расширяется. Из курса физики или жизненного опыта вы наверняка знаете, что в узких местах течение более быстрое, а в широких медленное. Однако, мимо каждой точки берега за одно и то же время протекает одинаковое количество воды. Скорость течения крови в разных отделах определяется суммарной площадью кровеносного русла. Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения кровеносных сосудов.

Самой большой площадью поперечного сечения обладают (суммарно) капилляры, самой маленькой – аорта. Поэтому самая большая скорость тока крови в аорте – примерно 0,5 метра в секунду, в венах0,25 метра в секунду. В капиллярах скорость движения крови наименьшая и составляет от 0,5 до 1,2 миллиметра в секунду.

Несмотря на то, что кровь поступает в аорту и лёгочный ствол порциями, по сосудам она течёт непрерывной струёй. Стенки аорты и артерий обладают эластичностью, они растягиваются во время сокращения желудочков и вмещают в себя выбрасываемую сердцем кровь. В силу упругости сосуды уменьшают свою ёмкость и проталкивают кровь вперёд, в результате чего происходит расширение стенки и повышение давления на соседнем участке.

В местах, где крупные артерии проходят близко к коже, например на висках, по бокам шеи, у основания кисти руки, можно прощупать толчки, которые называются пульсом. Пульсэто периодические колебания стенок сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения в течение одного сердечного цикла. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Читайте так же:  Лучшее лекарство от давления для мужчин

Измерив пульс, можно узнать скорость, силу и ритм сердечных сокращений, судить о работе сердца.

Давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, называется кровяным давлением. У здорового человека уровень кровяного давления постоянен, как и температура тела.

Кровяное давление регулируется нервной системой и обеспечивается изменениями просвета сосудов и силы сердечных сокращений.

В течение сердечного цикла давление в аорте колеблется от 115 – 140 миллиметров ртутного столба до 60 – 85 миллиметров ртутного столба. Эти колебания возникают в результате ритмической деятельности сердца. Давление в момент сокращения желудочков получило название систолического, или максимального, артериального давления. Давление в момент расслабления желудочков называется диастолическим или минимальным артериальным давлением. При движении крови по сосудам её давление постепенно уменьшается.

В мелких артериях давление снижается до 70 миллиметров ртутного столба, в капиллярах оно составляет примерно 40 миллиметров ртутного столба, в мелких венах – 20 миллиметров ртутного столба, а в полых венах вблизи их впадения в правое предсердие приближается к нулю.

Изображение - Артериальное давление 8 класс image003

Благодаря разности давления крови в артериальном и венозном отделах обоих кругов кровообращения кровь продвигается по сосудам и возвращается к сердцу.

Впервые артериальное давление было измерено Гэлсом. Он ввёл стеклянную трубку в артерию лошади и наблюдал, как при каждом сокращении сердца кровь под давлением поднимается вверх по трубке на высоту до двух метров. Этот метод измерения давления был технически усовершенствован и до сих пор применяется в экспериментах на животных. Он называется прямым или кровавым.

Измерять кровяное давление можно с помощью тонометра. Пациенту надевают на плечо полую камеру-манжетку, которая соединена с манометром и резиновым баллоном для нагнетания воздуха. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.

Далее в манжетку накачивают воздух до тех пор, пока ниже манжеты не исчезает пульс. Звуков в это время в фонендоскопе не слышно. Выпуская воздух, врач фиксирует момент появления пульсирующих шумов и отмечает показания манометра. Так устанавливается систолическое артериальное давление. Момент исчезновения шумов соответствует уровню диастолического артериального давления.

В настоящее время широко используются автоматические тонометры. Они не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема регистрирует колебания давления воздуха в манжете и переводит их в цифровые значения.

У здорового человека величина кровяного давления поддерживается на постоянном уровне и составляет в плечевой артерии 120 миллиметров ртутного столба, а при их расслаблении 70 миллиметров ртутного столба. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, например 120 на 70.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай) или медикаментов, которые повышают или понижают давление. Кровяное давление, которое возрастает в результате физической нагрузки или нервного напряжения, вскоре возвращается к норме.

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему поступает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается.

Французский исследователь Анджело Моссо проделал следующий опыт. Он поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. После этого он предложил испытуемому решить арифметическую задачу. Испытуемый задумался, и его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена, весы уравновесились. Далее Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в сторону ног. Этот опыт доказывает нам, что в организме человека постоянно происходит перераспределение крови.

Изображение - Артериальное давление 8 класс image004

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итог урока. Наибольшая скорость движения крови – в артериях, наименьшая – в капиллярах, в венах она снова возрастает. Причина движения крови – разность давления в сосудах в начале и в конце пути. Самое высокое давление – в аорте, самое низкое – в полых венах. Давление в момент выброса крови в аорту называется верхним или систолическим. Наименьшее давление в момент расслабления сердца называется нижним или диастолическим. Пульсом называют ритмическое колебание стенок артерий. По нему можно определить частоту и силу сердечных сокращений.

Источники


  1. Мазнев, Н. И. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Профилактика и лечение растениями / Н.И. Мазнев. – М.: АСС-Центр, 2012. – 160 c.

  2. Гипертония и ее осложнения. Что советуют врачи: моногр. . – М.: Газетный мир, 2013. – 128 c.

  3. Соловьева О. М., Лифляндский В. Г., Полякова Е. А. Здоровое сердце. Сердечно-сосудистая система; Амфора – , 2012. – 220 c.
Изображение - Артериальное давление 8 класс 34534645735234
Автор статьи: Иван Воронков

Позвольте представиться – Иван. Более 8 лет занимаюсь работаю семейным врачом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here